Сейчас на сайте: 9
|
Синергетика синергетики
Альберт Красилов
Я прочитал книгу В.И. Аршинова "Синергетика как феномен постнеклассической науки", Москва, 1999. Хочу сам понять о чем идет речь. Занимаясь информатикой, ее основаниями и реализациями нового определения информатики, рассматривая реализации интеллектуальных систем я спокойно воспринял каламбурное повествование о синергетике. Чтобы сформулировать свой взгляд на эту науку, я стал искать противоречия в изложении указанной книги.
А. Прежде всего, автор выражает некоторый страх перед новым (страх с последствиями: широкие глаза, междисциплинарность, “горизонт”, “парадигма”, “гештальт”, обретающего уверенность в преодолении сомнений, новая наука о человеке и др.).
Б. Усиленное применение понятия междисциплинарный является претензией на мировое господство. Так бывает всегда по молодости некоторого знания. Относительно всего содержания книги имеется хорошее высказывание у Георга Лихтенберга: "В вычурном стиле не следует искать глубокую мысль." Вычурный стиль в следующем: 1. Цитаты как в ленинских произведениях (только без ругани). 2. Отсутствие собственного воззрения на проблемы. 3. Словотворчество с претензией на всезнайство. Любое молодое знание сразу начинает претендовать на исключительность!
В. Известно, что переизложение или цитирование имеющегося в технической литературе не всегда является доказательством правоты излагающего или излагаемого. ("А какое знание неважно, нужно уметь только представлять его для обработки.")
Г. Пример. Именно: методология --это деятельность связанная с постановкой и решением методологических проблем. Очевидно, что это определение циклично. (даже абсурдно! АК)
Д. Все привлекается для "обоснования" мыслей о синергетике. Например, неудачное применение понятий "фрактальному принципу -"
Е. В книге много новых и новейших терминов, которые узурпируют любую преподносимую мысль. Еще мало известное НЛП уже изучается автором с позиций постНЛП. И еще: “циркулярность”, самореферентность, автопоэтичность, коммуникативность, диалогичность являются для синергетического мышления ключевыми. Такое словотворчество напоминает словоблудие.
Ж. “Программирование” заимствовано у языка компьютеров, чтобы показать, что наши мысли, чувства, действия являются попросту привычным использованием ментальных программ, которые можно изменить путем усовершенствования.”.
Программирование - это процесс, а не что-то фиксированное и могущее изменяться.
З. "Здесь уместна аналогия с танцем, как пример формы коммуникации, не связанной непосредственно с передачей какого-либо конкретного сообщения. Мне важно, говоря о синергетической коммуникации, уйти от отождествления ее с передачей сообщения." Передача сообщений может быть и не только словесной, но картинки, графика, немое кино, прикасание и др.! АК. (Множественная ссылка и отсутствие своих мыслей подтверждает противоречивость сказанного!)
Мысли автора растекаются в силу незнания синергетики. Для времени становления это оправдано!
Имеется в книге некоторый позитив. Тривиально: "Это, если угодно, технология собственной самоорганизации личности ученого, пребывающего (?! АК) в науке, делающего эту науку, находящего путь к себе через посредство науки." Это правильное слово. Как и цитата: ”Для меня знание – это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства. Акт познания осуществляется посредством упорядочения ряда предметов, которые используются и как инструменты или ориентиры, и оформления их в искусный результат, теоретический или практический. Можно сказать, что в этом случае наше осознание этих предметов является “периферическим” по отношению к главному “фокусу осознания той целостности, которой мы достигаем в результате...”. Но эта работа должна осуществляться с осознаванием того, что синергетика вовсе не призвана занять пьедестал унифицирующей теории или модели всего, она не идет чему-то взамен, она лишь переоткрывает, пересматривает, когерентизирует известные области знания и деятельности. (Все можно понять, даже этот каламбур.) Именно к такому изменению познавательной перспективы страстно призывает “Личностное знание”. - АК: Вера в науке обязательна, иначе прекращаются исследования. Вера в науке как вере самому себе!
Теперь по делу о синергетике. Каждая наука занимается реализацией операций поиска, обработки и выработки нового знания в конкретной области своими конкретными методами. Более того, в каждой науке занимаются изучением и разрешением проблем разработки средств и методов формирования таких операций. В каждой науке имеются разделы, в которых отражены вопросы знания о знании (соответственно – о познании познания). Имеются общие для всех наук проблемы знания о знании, которые не зависят от проблем конкретной науки.
Это может быть отправной точкой в понимании синергетики. Ведь многих интересует вопрос: Что же делает мозг? - как главная загадка. Связь наук, содействие наукам и сотрудничество наук есть важная часть деятельности человека. Необходимость этого видна в появлении и распространении информатики.
Прежде критика цитат с извлечением пользы для синергетики. Волюнтаризм изучать надо, но мало, надо изучать общее знание. Нельзя придерживаться двух направлений: либо всеобщий обезличенный язык, либо личностный язык. Оба направления важны (с присутствием или отсутствием личности). Естественно, каждый говорит от имени истины, науки, от имени “на самом деле”. Но “на самом деле”, – трудно избежать этого словосочетания, – оба встретившихся замкнуты в своем языке (цитирую). При этом с самого начала контакта-встречи ее участники, осознавая себя учеными, соответственно признают власть над собой как высшей научной ценности безличностного языка “законов науки”.
(Конец цитаты.) (Вначале познаешь не самого себя, а то, что придумали другие - это ВАЖНО! -АК) Это язык универсалий, язык всеобщности, объективности истинности. (Оставаться самому с собой опасно и не продуктивно, приток энергии извне - это ВАЖНО -АК). Законами вечными и неизменными, выражающими существование во всей Вселенной некоего Центрального порядка? Первое, что хотелось бы отметить, это то, что личностно-синергетическая познавательная позиция характеризуется отходом от языка бинарных оппозиций: субъективное-объективное, абсолютное- относительное, а также искусственное-естественное, открытое-сделанное. Эта позиция не отрицает того факта, что познание – это риск, в том числе риск заблуждения. (Пример вычурности, словоблудия и где-то очевидности!)
Это скорее знание в действии, знание, реализуемое в действии человека как мыслящего, ощущающего, чувствующего и переживающего существа. Это знание-навык, знание-умение, знание-мастерство, знание-искусство, а в науке это прежде всего знание как искусство познавать. Такого рода переживания незавершенности, стремления завершить, слиться, дополнить имеют свое выражение в области человеческой любви, ее переживания, переживания, которое охватывает широкую палитру действий, чувств, эротики слов, образов и ощущений, от экстаза в творчестве художника, поэта, музыканта, философа, нашедших ключ, испытывающих озарение, переключение гештальта. (Тоже сказано неплохо, но без введения указанных понятий, значит получается туман на равнине. АК)
Запредельные вопросы: В чем главное отличие христианского миропонимания от буддисткого? В чем смысл жизни человека? В чем смысл жизни Вселенной? Если сознание человека – это преобразователь смыслов, то как возможно построение математических заданной семантической модели личности? Как возможно сравнение такой модели с тем, что ранее было сказано о природе человека в академической и религиозной философии? (Отлично! АК) Мной сформулирована семантическая грамматика русского языка, где и рассматривается роль абстракции и идеализации в представлении и обработке знаний, а также содержатся наветы на ответы на перечисленные вопросы. Там же можно найти обсуждение пунктов: Язык и логика, Творчество и эволюция,
Терапия сознания, Искусственный интеллект, Смыслы и материя, Комплексность изучения. Эти замечания незначительно говорят о моей возможности формулировки понятия синергетики.
И прежде чем дать определение синергетики дам несколько замечаний. Каждой науке свойственна методология познания. Она включает три компонента: собственно наука, прагматику и фольклор. Для синергетики свойственна такая схема: Технология познания = синергетика + программирование + опыт конкретных наук. Здесь " программирование " лучше подменить понятием "планирование".
Опираясь на высказывание Л. Витгенштейна: единственное знание, которое нам здесь и теперь действительно нужно – это знание о том, как двигаться дальше.
По новому определению информатики скажу: главным становится лозунг - "Учиться учиться". Самоприменимость - важный фактор методов, в особенности для синергетики. Никто не будет возражать против того, что в каждой науке имеется философия. Главное - внутренняя непротиворечивость, а не цитатная убежденность. Применение синергетики есть синергетика данной науки! Но синергетика сама по себе! - это знание о знании!
Итак, даю определение (на спор):
Синергетика – это новая наука о поиске, сохранении и накоплении знания, для логического вывода нового знания на основе общей или частной логики о системах или их свойствах в любой области деятельности человека, для содействия науке о человеке и сотрудничества между науками, для усилении естественных познавательных способностей человека, а так же для их расширения и продолжения.
Объектом синергетики является система: однородная (человек) или разнородна (человек-природа) и др. Предмет синергетики - знание о знании вместе с познанием познания. Логик много. Их столько сколько исследователей. Можно условно подразделить логики на известные логики (сопровождают объективное знание) и частные логики поиска, изучения объективно ложного или почти ложного знания (сопровождают субъективное знания). В силу применимости для любой области знаний синергетика является контактной наукой.
Доктор технических наук профессор Альберт Красилов руководит отделом интеллектуальных систем в АО "Новый Атлант", одновременно являясь научным руководителем Центра "Интеллектуальные информационные системы в экономике народного хозяйства". В 1961 г. он защитил кандидатскую диссертацию по моделированию сложных систем, в 1971 г.— докторскую по системному программированию, с 1978 г профессор МФТИ, создатель школы "машинной разработки программ реального времени для встроенных ЭВМ". Автор более 200 научных работ, занимался созданием распознающих грамматик и средств разработки трансляторов для Фортрана, Алгола, формальных автокодов, языка Ада.
8.02.2010
Интересное по этой теме:
|