Биоцентрическая этика как новый виток в моральной эволюции человека
Христианский взгляд на человека как на хозяина природы, который имеет полное право распоряжаться флорой и фауной по своему усмотрению, ибо так повел Адаму сам Творец, имел непосредственное влияние на всё развитие Западной цивилизации. Сосредоточенные на человеке как главной моральной проблеме, её лучшие умы распространяли сферу своих философских исследований лишь на общественные структуры, а взаимоотношения между индивидами были основополагающим предметом для изучения этики. Концентрация на сугубо человеческих вопросах, технократическое развитие нашей цивилизации как цель, оправдываемая любыми методами, homo sapiens, как венец творения, вершина пищевой цепи, имеющая природное право изменять окружающую среду исключительно себе во благо, привели к современной экологической ситуации, которую мало назвать просто плачевной.
Человечество дошло до того этапа в своей эволюции, когда бездумная эксплуатация природных ресурсов начала представлять прямую угрозу благополучию нашего вида. И только в таких условиях стало возможным появление новых взглядов на взаимоотношения человека и природы, которые сегодня обозначаются как биоцентрическая или экологическая этика.
Появившись в первой половине ХХ столетия, это философское движение начало свою практическую реализацию только несколько десятилетий назад. В его основе лежит рассмотрение представителя человеческого вида в качестве элемента биосферы, а не только как частички общественной организации. Отсюда исходит само понятие биоцентризма, где главной ценностью позиционируется не столько человеческое существование, а жизнь как таковая.
В сферу интересов экологической этики входят проблемы потребления природных ресурсов и необходимость их восстановления, расширение среды человеческого обитания до планетарных масштабов и вопрос оправдания негативного воздействия на окружающую среду во имя выживания человеческого рода. Отдельной задачей биоцентрической этики является гуманное отношения к животным как к существам, имеющим равное человеческому право на жизнь.
Появление данного раздела этики напрямую может свидетельствовать о новом этапе в моральной эволюции человечества, когда оно начинает переосмысливать свою роль в экосистеме в качестве созидателя, а не потребителя. Порожденная глобальными экологическими проблемами, буквально угрожающими существованию человека, эта новая мораль постепенно становится самоценностью. Прямое тому доказательство – экологическая сознательность, как показатель цивилизованности.
7.03.2013
Интересное по этой теме:
|