Сейчас на сайте: 9
|
Интервью с организаторами Форума - В.Д.Поремским и В.И.Аршиновым
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИДЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ.
Инициатива проведения Московского Синергетического Форума принадлежит Владимиру Дмитриевичу ПОРЕМСКОМУ - нашему соотечественнику, живущему во Франкфурте-на-Майне. Владимир Дмитриевич, которому в дни работы Форума исполнилось 87 лет, проделал колоссальную работу по налаживанию связей с российскими и зарубежными учеными, поиску средств для организации деятельности Форума и развитию его идей.
Физический химик по образованию, Владимир Дмитриевич, всю жизнь занимался изучением России, поисками достойных этой страны путей развития. Свою деятельность он связал с Народно-Трудовым союзом российских солидаристов (НТС), членом которого Владимир Дмитриевич является с момента его основания в 1930 году. Социологическая деятельность НТС - это целый пласт практически неизвестных в России научных трудов, базирующихся на разработке многих интересных идей, не потерявших до сих пор своей актуальности.
Пришивать ярлыки и "клеймить отщепенцев" мы научились давным давно. С диалогом и взаимным пониманием обстоит дело сложнее. Для этого нужна определенная, достаточно непростая работа. Работа необходимая - элементарно для того, чтобы выжить в этом хаотически устойчиво неустойчивом мире.
Каким видится этот мир? Как его изучать и понимать? Какие особенности привносит синергетика, теория самоорганизации в изучение социальных систем? С этими вопросами мы обратились к Владимиру Дмитриевичу ПОРЕМСКОМУ и Владимиру Ивановичу АРШИНОВУ - заведующему лабораторией самоорганизации и постнеклассической науки Института философии РАН, секретарю МСФ.
В.Д.ПОРЕМСКИЙ: Идея Форума "носилась в воздухе" последние несколько лет. Достижения современной науки в области описания хаотических процессов, динамического кооперативного рождения нового, взаимосвязи различных сценариев протекания явлений, видятся мне очень привлекательными применительно к пониманию социальных изменений. Россия - страна особая - нелинейная, нестационарная, неадекватная при воздействиях на нее. Поэтому, естественным видится развитие социальной синергетики, как комплекса знаний о нелинейных и хаотических общественных процессах, на российской почве, применительно к российским и общемировым проблемам.
Мне довелось обсуждать эти вопросы с Чингизом АЙТМАТОВЫМ и многими крупными представителями российской и зарубежной интеллигенции. В этом общении постепенно очерчивались контуры Форума - как творческой организации близких по духу людей, способных к открытому продуктивному общению. Хочется наладить сотрудничество разных ученых, философов, социологов, и постараться, сохраняя индивидуальности, уменьшить непонимание, раздробленность и междисциплинарные барьеры для поисков оценок общего, для создания ценного диалога.
В основании деятельности НТС, в свое время, была положена, к сожалению сейчас хорошо подзабытая, идея солидаризма. Россия - страна общностей, общин, страна, тяготеющая к кооперативным социальным явлениям, и западные ориентиры на индивидуальность, антропоцентризм, на мой взгляд, выглядят на ее почве искусственными. Встает вопрос, можно ли эту особенность использовать для построения стабильных социальных структур, не обращаясь к "прелестям" тоталитарных диктатур? Солидаризм попытался ответить на этот вопрос. На мой взгляд, синергетика, это концептуально создающаяся форма солидаризма, сумма знаний, учитывающая сложность и кооперативность явлений, принципиальную невозможность, на определенном этапе развития, их редукции к классическим причинно-следственным схемам.
Для понимания сложных явлений синергетика вырабатывает свой особый язык описания, ареал новых форм и моделей. Они еще мало доступны для понимания "непосвященных", поэтому результаты синергетики, для проекции на социальную сферу, должны быть переведены на языки гуманитарных дисциплин. Центральными становятся такие термины как "устойчивость системы", "сценарий развития", "спектр возможных структур", "бифуркация", "фазовый переход структуры", "иерархия масштабных уровней систем и структур".
Будущее при таком описании задается не предопределенным, а вероятным, множественным. Кстати, например, во французском языке слово "будущее" может употребляться во множественном числе, в отличие, допустим от русского или немецкого. Но несмотря на эту принципиальную неопределенность можно составить общую картину - устоя, фундаментов, стиля жизни человека. В физике есть такое понятие как "аттрактор", а в социологии это может быть, паттерн социальной структуры, определяемый социальной средой, типами поведения. Можно описать, какие структуры присущи данной системе, среде, а какие будут неизбежно разваливаться. То есть можно делать выводы о том, насколько живучими будут те или иные, например, социальные, инновации. Синергетика может дать компас, ориентир, путеводную звезду - не цель, но путь следования. В обществе, особенно, если оно достигло высокой степени дестабилизации, где померкли старые идеалы и разрушены социальные структуры, где человек стал хаотической ареной человеческих страстей, синергетика может стать спасательным кругом в хаосе мира, ведь можно познавать хаос, учитывая его неупорядоченную природу, иметь ее в виду при построении стабильных неравновесных структур.
Но здесь надо еще раз подчеркнуть, что синергетика не дает, как было раньше с социальными теориями, набора конкретных рецептов. Поэтому она ставит себе только этапные цели - изменение мироощущения (может быть, даже не мировоззрения, тем более не идеологии), как чувства общего, и создание возможностей на этой основе, самостоятельного творческого конструирования, инструментов познания и диалога - человека с человеком, человека и природы. Такой диалог возможен при наличии, в том или ином виде, социальной памяти о прошлом.
Последнее крайне важно, так как глубины национального и народного самосознания трудны для понимания, но именно они определяют вероятностное будущее, и тем ограничивают количество возможных вариантов.
Конечно, это прошлое в разных культурах разное, но чем теснее становится общность человечества, его слияние в единое, тем важнее, с одной стороны, добиваться глобальности и цельности, а с другой - сохранять многообразие жизни людей, регионов и стран.
В.И.АРШИНОВ: В связи с вышесказанным я хотел бы обратить особое внимание на фундаментальую проблему, возникающую в связи со становлением нового междисциплинарного языка представления социальных систем. Я имею ввиду язык представления социальных систем как открытых, существенно нелинейных, сложных, эволюционирующих структур. Методологические предпосылки такого языка конструируются в синергетике. Я подчеркиваю, именно конструируются, достраиваются, а вовсе не "открываются", как это иногда, явно или неявно, имеется ввиду, особенно в тех случаях, когда синергетику рассматривают всего лишь как простую линейную экстраполяцию методологии физики на проблемное поле социального познания. Конечно, такого рода экстраполяция в первом приближении необходима и неизбежна. Важно, однако уже здесь иметь в виду, что данная экстраполяция не связана с редукцией сложного к простому. Она уже сама есть лишь момент движения от одной сложности к другой. Речь идет о новом уровне методологического сознания. Чертами этого методологически "синергетического" сознания являются его открытость, конструктивная диалогичность, креативность, историчность. Последнее означает, что синергетическая методология, даже на первом этапе ее экстраполяции на социальное познание, должна включать в себя всю традицию познания науки нового времени как диалога человека с природой, осуществляемого через и посредством математики и мысленного эксперимента. Иными словами и на уровне методологии должен иметь место свой "принцип соответствия".
Однако для того, чтобы реализовать этот "принцип соответствия" необходима тщательная и кропотливая работа. Не касаясь деталей, скажу лишь, что эта работа предполагает более широкое и всесторонее включение в методологическое сознание уроков квантовой механики. В особенности, понятий наблюдаемости, наблюдаемого и наблюдателя. В квантовой механике наблюдатель, в некотором смысле, создает реальность, творит ее посредством процедур измерения и именования. Одновременно он выступает в качестве коммуницирующего агента, посредника, сообщающего устойчивым образом о результатах наблюдения и измерения "другому". Тем самым, наблюдение и коммуникация в методологии квантовой механики оказываются дополнительным образом связаны между собой. Таково, если кратко говорить, основное содержание гносеологических уроков квантовой механики, как она понималась Н.БОРОМ, В.ГАЙЗЕНБЕРГОМ, В.ПАУЛИ, и другими великими физиками двадцатого столетия.
Можно сказать, что синергетика в ее методологическом междисциплинарном измерении выступает в роли общей теории реализации коммуникативных намерений, потенций, интерсубъективного диалога, результатом и итогом которого является не конфликт, и борьба за "вечную" или абсолютную истину, а компромисс, согласие, соглашение. Именно совокупность таких соглашений и образует ту интерсубъективную реальность, точнее говоря, пространство описания социально значимых событий.
Социальная реальность образуется ситуациями встречи. Встречи "Я" и "Другого", узнавания "Я" в "Другом" и "Другого" в "Я". Идет непрерывная самоидентификация, причем маргинальные состояния имеют смысл, как пределы, будучи связанные субъективным опытом. В жизни реализуются промежуточные состояния, и синергетика может дать динамическую перефокусировку научного сознания, его позитивный "рефрейминг", новую ориентацию на поиск ухода от конфронтаций, скатывания в экстремумы, инструментальный аппарат внешнего и внутреннего описания динамики открытых сложных систем.
Социальная реальность в еще большей степени создается, творится, чем реальность квантовой механики. Она конвенциональна и интерсубъективна, многообразна и иерархична, и существует во времени не только актуально, но и виртуально, как возможность. Во всяком случае, именно такую реальность предполагает современный синергетический подход в социогуманитарном познании.
Синергетическое осмысление интерсубъективных данностей может формировать новые социальные коммуникационные технологии, технологии сложноорганизованных систем сотрудничества. Технологии безопасного мирового развития ХХI века.
Интервью провел В.В.ТАРАСЕНКО 1996
4.02.2010
Интересное по этой теме:
|