Сейчас на сайте: 11
|
Бердяев - великий русский философ
Исследования великого русского учёного-философа Николая Бердяева будут ещё многие годы основополагающими при изучении свойств человеческой личности.
Становление Бердяева как крупной фигуры в области философской мысли происходило в годы, когда Россия переживала тяжелейшую политическую ситуацию.
Родился будущий выдающийся религиозный философ в 1874 году в Киевской губернии в богатой аристократической семье. Семья Николая могла позволить себе все самое необходимое для своего отпрыска: иностранного гувернера, дорогую коляску, детские ходунки, дорогие игрушки. Для родителей маленького Коли не составляло больших проблем приобрести ребенку все самое лучшее: купить детские ходунки, роскошную кроватку для новорожденного, в отличие от многих бедных семей.
Учился Николай в Киевском университете, но за социалистические идеи был отчислен в 1898 году. Его духовная эволюция проходила в борьбе с теорией народничества и возвращению к идее религиозного миросозерцания. С 1901 года он начинает активно печатать труды, пытаясь объяснить сущность и значение религиозного сознания в современном ему обществе. Насколько важны были эти работы мастера, мы можем судить спустя многие годы, но понимаем, что появление его на сцене эпохи перемен было недолгим. В 1903 году он знакомится с Сергеем Булгаковым и участвует в издании журнала «Вопросы жизни».
Критикуя рвущихся к власти большевиков, Бердяев полностью отрицал диктатуру и революционное насилие, которое так часто преподносилось как единственный способ изменения власти в России. Он выдвигал теорию отрицания зависимости взаимодействия философских понятий и исторической истины от классовой идеологии. Бердяев открыто выступал с утверждением существования объективной истины независимо от классового сознания. Сама истина может открываться человеку в зависимости от полученного жизненного опыта и его ценностных установок. Философские исследования Бердяева глубоко изучают проблему взаимодействия человеческой личности и Бога. Говоря о Боге, он предлагал мыслить, как о понятии символики духовного опыта.
Обладая большим личным мужеством и уже зная о высылке, Николай Бердяев лично был на приёме у Феликса Дзержинского и отстаивал свои убеждения, аргументируя выдержками из своих работ. Но вместе с другими знаменитыми философами царской России Бердяев был выслан на «философском пароходе» за пределы Советской России. Но это не сломило философа, а только дало ему новые силы для отражения в своих работах идей этики, религии и понятия соборности русского народа. В 1923 году, когда на родине разрушались церкви, а священнослужители гибли сотнями от рук палачей, Бердяев пишет свою работу «Живая Церковь» и религиозное возрождение России». Спустя годы в нашей стране пытаются возрождать идеи, высказанные в произведениях философа. Но мало просто прочесть, важно вынести основные мысли, которые пытался донести в своих работах до соотечественников Бердяев. Глубокое познание русской души, характера взаимоотношения с властью, духовность и религиозность народа – вот тот кладезь полезного знания, который изливала мысль автора. Ничего хорошего не может произойти в жизни человека, если он получил карт-бланш на вседозволенность. Нравственная жизнь спасёт душу от жизненных соблазнов, а внутреннее влечение к добру, созидательному творчеству создаст человеку мир, в котором ему захочется жить.
Начало века, которое всему миру несло войны, революции, разрушение, голод, смену жизненных ориентиров с развитием индустриализации тоже было одной из сторон исследования Николая Бердяева. Что придёт на смену ровной и спокойной колее жизненного уклада европейца? Бердяев пишет свой труд «Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы». По мнению Бердяева, в русском народе, как ни в одном другом, соединяются два сложных противоречия. Философ объединяет в русской душе борьбу двух миров – восточного и западного. Широта и простор территории даёт возможность рождения в русской душе силы на противостояние врагу, доброту, отзывчивость, а подавление властью и долготерпение гнёта объединяет такие несовместимые понятия как рабство и бунт, покаяние и атеизм, всечеловечность и национализм.
Как изменить мировосприятие душе народа Бердяев описал в своей работе «Дневник философа», вышедшей в Париже в 1928 году. До эмигрантской среды доходили противоречивые сведения о жизни в России, но «вопль русской души» было не прикрыть никакими идеями большевистской морали. В своей работе философ стремится рассказать том, что может сделать далёкая эмиграция для своей родины, вкладывая идеи объединения в понятия гуманистической и христианской политики разбитого большевиками на осколки народа. Главным политическим и моральным решением Бердяев видит возвращение народу христианского понимания сторон жизни. Животный страх, вседозволенность, потеря жизненного стержня – таким видит сознание народа Бердяев. В очередной раз обманутые обещания развращают новое поколение русского народа, рождённого после изменения жизненных ориентиров.
Сегодня приобрести книги Николая Бердяева стало, наконец, возможным. Многие издательства нашей страны дают нам прекрасную возможность ознакомиться с трудами и идеями известного философа.
23.07.2010
Интересное по этой теме:
|