Сейчас на сайте: 13
|
Философия социальной работы (часть 2)
Современная философия представляет собой неоднородно-единое явление. Профессор А.В.Канке выделяет четыре ведущие философские школы, которые, по его мнению, характеризуют общее состояние развития современной философии: аналитическая, феноменологическая, школа герменевтики, философская школа постмодернизма (Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2000). Но тем не менее, развиваясь в рамках различных школ и направлений, общей тенденцией становится привлечение внимания философского знания к проблемам личности, развития и актуализации, т.е. гуманистическое направление, а также вопросы смысложизненных установок, поиска человеком своего пути, рассматриваемые в русле экзистенциальной психологии. Актуальность вопросов о самоопределении личности, поиске смысла жизни связана с ускорением темпов жизни, нарастанием социального неравенства и усилением роли личности в обществе, повышении внимания к проблемам социально-уязвимых категорий населения. Особое внимание стоит уделить также накоплению определенной теоретической базы в области социальной работы, научному осмыслению практической деятельности, а также проводимым социологическим и психологическим исследованиям. Разделение философского смысла социальной работы по двум направлениям является следствием переосмысления социальных возможностей, стремления принципиально изменить систему оказания помощи, провести такие социальные изменения, которые способствовали бы предотвращению социальных болезней, и наряду с помощью приводили к снижению уровня социального неблагополучия. В области исследований в социальной работе следует отметить, что в основном они осуществляются в рамках смежных наук – социологии, психологии, педагогики. В методическом плане вплоть до 70-х годов ХХ века доминировали социально-ориентированные исследования с репрезентативными опросами, с одной стороны, и психологически направленные разработки на основе эксперимента и тестов, с другой. В настоящее время происходит адаптация заимствованных методов исследования к конкретным проблемам социальной работы, можно сказать, что в целях развития собственных исследований в области социальной работы необходимо больше внимания уделять качественным методам исследования, поскольку они позволяют произвести смысловой анализ ситуации клиента, больше ориентированы на субъекта, помогают вскрыть контекст конкретного события и подобрать методы для дальнейшего исследования. Создание специальной научно-исследовательской базы в науке о социальной работе переводит её из разряда заимствующей в самостоятельную область научного знания.
Спонсор публикации сайт ekaterinburg.rabotavia.ru ищу работу г Екатеринбург
6.03.2010
Интересное по этой теме:
|